Две редкие техники картин о мире и о войне

В Одинцовском историко-краеведческом музее 9 февраля открылись сразу две совершенно потрясающие экспозиции.  Их авторы - Ренат Шафиков и  Рушалия Синёва. Ренат пишет картины  шариковой ручкой,  Рушалия создаёт картины «Изобразительной нитью».

О том, что картины Рената Шафикова уникальны, говорит уже тот факт, что его имя вписано в мировой каталог техник изобразительного искусства. Этот сборник недавно выпущен Мировой академией художеств. В раздел «Шариковая ручка» попали всего три художника, и только один из России - это наш Ренат.

На долю Рената выпало немало испытаний. Он кадровый венный, почти полжизни (20 лет) провёл в «горячих точках». Воевал на территории  Таджикистана, Афганистана и Чечни. Ныне майор запаса. За ратные подвиги  награждён  орденом «Мужества», медалями  «За отвагу»  и  «За боевые заслуги».

Дар художника  Ренат  считает для себя настоящим спасением. Но это может понять лишь тот, кто прошёл афганское пекло и  испытал на себе  так называемый «афганский синдром» - состояние, когда живёшь войной и внутри тебя война. Жить с такой памятью непросто. Многие ломаются.

 Изобразительное искусство, как считает Ренат, способно вывести из этого состояния. Когда ему становится тяжело,  накатывают воспоминания и снова болит душа, у него есть возможность выплеснуть боль на бумагу, пережить её на другом уровне. После этого всегда становится легче.

Мир  потихоньку возвращается в душу воина. И у картин Рената всё чаще  мирный сюжет. Появились серии пейзажей и птиц. А полтора года назад художники Одинцовского района, народного коллектива «Этюд»,  выбрали его своим председателем.

Рисовать в тетрадках шариковыми ручками начал, когда учился в военном училище. В полевой сумке курсанта было  всё, что требовалось для написания конспектов, а значит, и для создания рисунков. Ренат тогда уже был лучшим художником в роте, а  также и лучшим спортсменом  -  мастером спорта по лёгкой атлетике, звездой легкоатлетических марафонов и по восхождению в горы.

  Командир роты поначалу не мог определиться - привлечь ли Рената к защите спортивной чести роты или всё же сделать его художником роты. Спорт перевесил. Для роты  Ренат стал занимать спортивные призовые места, а для себя - носил тетрадку и в свободное время рисовал. Ученические тетради не сохранились. Когда попал в Афганистан, все впечатления  о войне стал изображать в походных тетрадях-дневниках. Всё, что изображено в его тетрадках, Ренат видел своими глазами. Делал эскиз и сразу рисовал шариковой ручкой. И никогда не думал, что это когда-то  будет выставляться на  художественных выставках. От его работ были в восторге и  боевые друзья, и генералы.  До 1998 года рисунки свои раздавал. А потом стал собирать.

Между прочим, рисунок ручкой - это сложная техника. Она сродни графике, но ведь то, «что написано пером,  не вырубишь топором». Так и здесь - у художника нет права на ошибку. Что-то не получилось, значит, работа испорчена? Как объяснил Ренат, есть в его технике такая хитрость или приём, если хотите, -  это система коллажа. Если в начатом сюжете что-то не получилось, здесь «ставится точка», и с этого места начинается новая тема.

В Московский областной педагогический университет имени Крупской на факультет изобразительного искусства народных ремёсел  Рената взяли без экзаменов по специальности - по его работам. Отучился год, но окончить не пришлось. Ренат служил тогда в спецназе, и командир части выступил против его гражданского образования. Считал, что Ренат должен учиться в Военной академии имени Фрунзе, и запретил выезжать в Москву сдавать зачёты. Но получить профессиональное художественное образование Ренат всегда хотел, да и опять - счастливый случай - исключить такого студента ни у кого не хватило духу. Ренат так и числится «вечным» студентом, о чём ему время от времени напоминают. Кстати, на вновь открывшейся выставке художника присутствовал бывший декан его факультета, теперь ректор университета.

 Ренат уже твёрдо решил доучиться, ведь знания по технике не помешают. Даже когда за плечами  художника - персональные выставки работ в Центральном Манеже и в Кремлёвском дворце съездов, три выставки в Колонном зале Дома союзов, четыре выставки в Одинцовском историко-краеведческом музее, три выставки в городе Дзержинске и в центральной галерее города Курска, и  проиллюстрировано около двухсот книг о войне в Афганистане и Таджикистане.

 

Вторая участница выставки, поделившая с Ренатом выставочный зал, - Рушалия Абдуловна Синёва. Это имя тоже известно многим одинцовцам. Педагог по профессии, Рушалия Абдуловна возглавляет общественный Совет семей военнослужащих, погибших в Афганистане.

 А в свободное время, как выяснилось, творит, создавая картины вышивкой в технике «Изобразительная нить». Этим видом творчества она занимается с 1997 года, а теперь уже и передаёт своё мастерство младшим школьникам. На выставке представлены картины по сказкам Пушкина, а также различные цветы, птицы, стрекозы. Две её картины посвящены Афганистану.

 

  Выставка продлится до конца февраля.

  Музей открыт для посещений ежедневно с 10 до 16 часов.

  Выходные - суббота и понедельник.

  Вход свободный.

Ирина КОМЕЛЬ

Фото автора