ИНФОРМИРУЕТ ПРОКУРАТУРА

Правовую основу проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов составляет Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Статьей 3 указанного Федерального закона обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее – НПА) возложена на органы прокуратуры, министерство юстиции РФ, а также органы, организации и их должностных лиц.

Порядок проведения экспертизы НПА органами прокуратуры установлен приказом Генерального прокурора РФ № 400 от 28.12.2009 года. В случае выявления в НПА коррупционного фактора прокурор вносит требование об изменении указанного акта принявшему его органу, организации или должностному лицу, либо обращается с соответствующим заявлением в суд.

Всего в 2013 году городской прокуратурой на предмет наличия коррупционных факторов изучен 461 проект нормативных правовых актов и 484 нормативных правовых акта, вступивших в законную силу, по результатам в 7 проектах нормативных правовых актов и 2 нормативных правовых актах, вступивших в законную силу, выявлено 10 коррупционных факторов.

В том числе, городской прокуратурой выявлены следующие коррупционные факторы:

- широта дискреционных полномочий – 6;

- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – 3;

- отказ от конкурсных (аукционных) процедур – 1.

По результатам принятия актов прокурорского реагирования указанные коррупционные факторы были исключены.

Так, проверкой законности положений проекта решения Совета депутатов городского поселения Одинцово «Об утверждении Положения о добровольной народной дружине городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области» установлено, что в соответствии с пунктом 8,1 Положения МУ МВД России «Одинцовское» в пределах своих полномочий может обеспечивать ДНД на безвозмездной основе помещением, оборудованием и средствами связи, необходимыми для осуществления ее деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства правомочие по обеспечению народных дружин помещениями, оборудованием и средствами связи, необходимыми для осуществления их деятельности, предоставлено органам государственной власти и местного самоуправления.

Указанное свидетельствует о наличии в решении коррупционного фактора, предусмотренного подпунктом «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96, а именно принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.

По результатам проверки 21.02.2013 года на указанные проекты принесены замечания, которые рассмотрены и удовлетворены.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 года институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте НПА) коррупционные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупционных факторов.

Н.Н.ШУТОВА,

старший помощник прокурора

младший советник юстиции