Итоги VII городского фестиваля народного творчества «Одинцовские самоцветы»

 

В субботу 24 января в одинцовском КСЦ «Мечта» открылся VII городской фестиваль народного творчества «Одинцовские самоцветы».

 

По традиции первый день фестиваля каждый раз становится ярким самобытным праздником мастеров. Ведь каждый год право открыть «Одинцовские самоцветы» предоставляется одинцовским художникам и тем горожанам, которые увлечены прикладным­ и фотоискусством. Вот и в этот раз фойе Культурно­-спортивного центра превратилось в ярмарку уникальных работ, потрясаю­щих разнообразием и фантазией.

 

На открытие фестиваля также собрались и участники остальных десяти номинаций. Недаром председатель оргкомитета фестиваля, мэр города Одинцово Александр Гусев, приветствуя участников, неоднократно повторил, что радость в этот день – общее состояние. И сам он испытывает радость от талантливых новых работ, и его переполняет гордость за высокое мастерство земляков.Чувствуется радость от встречи друзей большой творческой семьи «Одинцовские самоцветы» и оттого, что фестивальное движение пополнилось новыми дарованиями.

 

Всплеску творческой активности одинцовцев действительно стоит подивиться. Накануне открытия фестиваля только художественных работ, представленных на конкурс, оказалось более тысячи. И только самые достойные из них попали на выставку. С участниками конкурса до ночи работали профессиональные художники. Они же обучали новичков, как правильно развесить картины.

 

Работы некоторых дебютантов снова ошеломили. Одним из таких открытий стали высоко-художественные портреты друзей и «киношного» персонажа,вышитые крестом Ольгой Ивановой. Работы кропотливые. Оля призналась, что на создание одного такого портрета уходит три­-четыре месяца. Интересно, что профессия новой участницы фестиваля никак не связана с художественной деятельностью. Она работает в сфере консалтинговых услуг. Но творчеству посвящает два­три часа в день после работы. Вышивкой Ольга занимается уже более десяти лет. Начинала ещё во время учёбы в школе. Кстати, во время выставки на фестивале её поддерживали педагог, которая очень гордится своей ученицей, и подруга, послужившая моделью одной из работ.

 

В первый раз выставляла свои работы и участница номинации «Прикладное искусство» Рита Карташова. «Конёк» Риты Михайловны – «холодный фарфор», или, как называют по­-другому этот материал, – полимерная глина. Среди её работ особенно выделяется роскошный букет сирени. Кисти цветков и листья выглядят совершенно натуральными. Поверить трудно, но каждый лепесточек здесь вылеплен вручную. Пластическую массу для поделок мастерица варит и красит сама. Рецепт нашла в Интернете. Занимается этим видом творчества десять лет, со времени выхода на пенсию. В выставках до этого момента не участвовала. А свои работы в основном дарит родственникам и друзьям, чему те бывают очень рады. Год назад мастерица принялась осваивать новую для себя технологию – восковые карандаши плюс обычный хозяйственный утюг. На выходе – картина. Такая работа всегда штучная, непредсказуемая и неповторимая.

 

Цветы Татьяны Щегловой тоже из полимерной глины. «Да это самые настоящие одуванчики, законсервированные по какой-­то современной технологии», – пыталась убедить меня одна из посетительниц выставки, рассматривая цветы, закреплённые на декоративной тарелке. Но цветы все-­таки оказались рукотворными, хотя и искусно выполненными. А ведь для букетов всегда требуется ещё и достойное обрамление. Для этой цели искусница находит стеклянные бутылки причудливых форм, обвивает их хозяйственной бельевой бечевкой, которую закрепляет водостойким лаком. Сверху украшает форму элементами декупажа. И получаются фантастической красоты вазы.

 

А вот самый выдающийся экспонат Валентины Ряполовой выполнен в стиле «фэнтези»–это замок-­светильник «Жизнь на Марсе». Марсианский дом не только подмигивает и переливается многоцветием огней. У него имеется и запасной выход, на случай внезапного нападения врагов на его обитателей. При создании композиции использованы техники – папье­-маше, декупаж и ряд декоративных приёмов.

 

Но, оказывается, даже металлический хлам, завалявшийся в гараже, может послужить материалом для творчества, если правильно употребить рационализаторский ум и художественное воображение. Что с успехом и продемонстрировал одинцовский поэт, инженер-­экономист Анатолий Курасов.

В прошлые годы талант нашего земляка уже оценён в авторско-­поэтическом и в прикладном искусстве. Но если раньше он предпочитал поделки из дерева, то в этом году решил перейти на металл. Применил крепёж, и без всякой дополнительной обработки смастерил ряд занятных вещиц – подсвечники из деталей машин, «Лампу Алладина», колокол, маяк, факел. Экспозиция получилась небольшой, но любопытной, хотя сам мастер своё новое увлечение назвать творчеством затрудняется. А зря.

 

Супруги искусствовед Людмила Федотова и керамист Анатолий Артёмов в этот раз снова порадовали новым направлением. В этот раз они представили живопись по шёлку. Людмила выставила панно в стиле «шинуазри» (что дословно переводится как китайщина). А Анатолий удивил необычным для мужчины направлением, представив шёлковые платки с одинцовской тематикой и со стихами о городе по контуру изделий. По его признанию, это будут отличные авторские сувениры к предстоящему женскому празднику 8 Марта.

 

Изумительная акварель Александры Пшеничниковой представлена на фестивале во второй раз. Как считает автор, одна из её работ – «Пионы» – не особенно сложная и каких-­то бонусов при распределении мест принести не должна. Но написана она по вдохновению и в ней столько радости, что Александре захотелось показать её людям. И действительно, пройти мимо её пионов не залюбовавшись было просто невозможно. Ещё две акварели художница готовила специально для фестиваля. Это зимний пейзаж и натюрморт. В этих работах участница сделала упор на технику, показав высокий уровень мастерства. Александра поделилась, что фестиваль – мощный стимул для творчества. И в этот раз она уже в голове держала, что надо к «Самоцветам» приготовить что­-нибудь посерьёзней. Эта мысль целый год «подстёгивала и держала её в тонусе», за что организаторам фестиваля она просила передать огромное спасибо.

 

Мастер наивного искусства художница Ольга Лобанова привезла на фестиваль потрясающий «Сельский хор». И художник Григорий Клименко остался верен своему стилю и направлению. Одинцовцу на редкость удаются сюжетные картины. В этот раз он представил работы­-повествования – «Весна 45­го года», «Таврические степи» и картину краеведческой тематики с поучительной подоплёкой.

 

Порадовали посетителей выставки и работы по фотоискусству.

 

А пока члены жюри оценивали работы первых трёх номинаций, все участники праздника были приглашены на концерт.

 

Ещё на открытии «Одинцовских самоцветов» организаторы определённо высказались, что у фестиваля появится новое постоянное направление – мастер-­классы. Они будут нацелены на помощь участникам фестиваля в творческом развитии и повышении уровня мастерства. Конкурсанты давно об этом мечтали. Понятно, что всё это, с точки зрения организации, непросто и хлопотно. Но кое­-что уже удалось сделать. Например, на номинацию «Авторское искусство» в Одинцово несколько лет назад были приглашены известные барды. И пока подводились итоги конкурса, профессионалы в качестве мастер­-класса дали концерт. Почти сразу это направление получило развитие. И сегодня в Одинцово его знают как отдельный фестиваль авторской песни с мастер-­классами и выступлениями мастеров жанра «Одинцовский листопад». Теперь есть задумка попытаться развивать и другие номинации.

 

А ещё председатель жюри художественной номинации заслуженный художник России Виктор Демьянчук в этот раз выступил с предложением при оценке творческих работ во всех номинациях разделить на отдельные группы профессиональных мастеров и любителей. Поскольку в фестивале участвуют и те, и другие, а предъявлять к ним одинаковые требования – неправильно и даже нечестно. Участники фестиваля поддержали предложение дружными аплодисментами. А свои собственные новые работы в этом году художник уже выставлял в рамках нового направления фестиваля – в качестве «мастер­-класса».

 

Интересно, что в этом году на открытии фестиваля присутствовал настоя­тель Храма в честь святого благоверного князя Александра Невского отец Олег Теор, у которого одинцовцы побывали этим летом в гостях во время поездки в Псков. Он окормляет бойцов Псковской десантно-­штурмовой дивизии, следуя за военными повсюду, в том числе и по «горячим точкам». Имеет награды за Чечню и Сербию. Находясь в Москве по делам, батюшка узнал об открытии нового фестиваля и, приняв приглашение, специально заехал в Одинцово, чтобы благословить фестивальное движение. Он объяснил, что в современных обстоятельствах сохранение и развитие отечественной культуры он считает очень серьёзным и важным делом.

 

Остаётся пожелать участникам фестиваля новых творческих побед. И от их имени ещё раз поблагодарить организаторов «Одинцовских самоцветов» – администрацию города и Центр народного творчества и методической работы за возможность для одинцовцев творить, дерзать и творчески самовыражаться.

 

Напоминаем, что в следующую субботу, 31 января, состоится конкурсное прослушивание участников номинаций: «Инструментальное искусство», «Авторское композиторское искусство» и «Авторская песня».

 

Этот конкурсный день пройдёт в городском Доме культуры «Солнечный». Начало в 11 часов. Вход свободный.

 

Виктория ХРАМЧЕНКО

 

Фото Александра КОЛЕСНИКОВА

 

Итоги VII городского фестиваля народного творчества «Одинцовские самоцветы».

В номинации «Декоративно-прикладное искусство»:

1-е место присуждено Анне Садовой, Ярославу Аршинову, Екатерине Индриковой, Маргарите Станисавлевич, Ирине Горшковой, Валентине Ряполовой, Елене Герасимовой, Ольге Селифановой.

2-е место присуждено Ольге Николаевой, Алле Римашевской, Маргарите Половинкиной, Елизавете Полянской, Лидии Колосовской, Ивану Стоцкому, Татьяне Щегловой Анатолию Курасову, Ирине Лисовой, Диане Кулаковой, Валентине Плескач.

3-е место присуждено Ларисе Николаевой, Анне Меньшовой, Анне Уткаевой, Маргарите Васильевой, Александру Тарасову, Ольге Ивановой, Ирине Петровой, Вячеславу Дмитриеву, Людмиле Федотовой, Эмме Дмитриевой.

В номинации «Изобразительное искусство» призовые места распределились следующим образом: 

1-е место присуждено Анастасии Шакиной, Ивану Пшеничникову.

2-е место присуждено Оксане Лелюх, Александре Пшеничниковой, Татьяне Ивановой, Игорю Баукину, Ольге Светличной.

3-е место не присуждено.

За преданность фестивалю отмечены Григорий Клименко и Анатолий Артемов. 

Номинации «Декоративно-прикладное искусство» и «Изобразительное искусство» оценивали члены жюри - академик, член Союза художников и международной конфедерации Союза художников, консультант-эксперт общественной палаты МО Анатолий Попов, заведующая художественным отделением ДШИ, член Союза художников РФ Елена Трушникова, руководитель центра традиционной народной культуры (ЦТНК «Лад») Ирина Цибринская, член Союза художников России, педагог Лариса Алексеева, почетный член жюри, Кавалер Ордена Почета Светлана Камолова. Председателем этих номинаций был выбран - Заслуженный  художник России, член-корреспондент Российской Академии Художеств, академик Петровской Академии Наук и Искусств, член МОСХ России Виктор Демьянчук. 

Работы оценивались в двух возрастных группах: «До 30» и «После 30».


Призовые места в номинации «Фотоискусство» распределились следующим образом:

1-е место присуждено Оксане Лелюх и Андрею Борисову.
2-е место присуждено Анне Михалевич и Ксении Цимбалюк
3-е место присуждено Дмитрию Манчеву и Светлане Михайловой за работу «Вот немного подрасту».
Номинацию «Фотоискусство» оценивали профессиональный фотограф, член союза художников России, член Международной Федерации художников Павел Соломкин, профессиональный фотограф, преподаватель одинцовской фотошколы «ФотоФьюжн» Ирина Губчик, почетный член жюри, Кавалер Ордена Почета Светлана Камолова и председатель жюри - член Творческого союза художников России, член международной ассоциации художников, лауреат международного конкурса дизайна «Грани большого города», руководитель Одинцовской фотошколы  «Фото-Фьюжн» Марина Соболева.


Все работы оценивались в двух возрастных группах: «До 30» и «После 30».