Куда уходят средства?

Продолжаем цикл наших статей, посвященных основам личной финансовой грамотности. В прошлый раз мы разобрались, как измерить наши среднемесячные доходы. Это был первый шаг на пути взятия финансов под полный контроль. Очень, и очень надеемся, что вы уже провели практическую работу и применили разобранный материал на практике, теперь у вас есть более-менее структурированное понимание о том, откуда в вашем кошельке появляются деньги, в каком объеме и с какой периодичностью. Возможно, кто-то сделал неожиданные и интересные выводы. Но самое захватывающее ждет впереди. Как показывает практика, расходы – это настоящая черная дыра. Большинство людей с трудом представляет себе, сколько и куда у них уходит денег. Нет, какая-то картина мира, безусловно, у них имеется, однако после «разбора полетов», т.е. точного выявления структуры расходов это картина мира меняется кардинально. Для кого-то это становится настоящим открытием, практически шоком. Давайте разбираться.

Т.к. пока мы говорим не о составлении бюджета, не об установлении системы контроля над доходами и расходами, а просто о подсчете ежемесячных затрат, то и выдумывать ничего не будем. На какое-то время нам придется заняться кропотливой работой по учету всех наших расходов, суммированию и подведению итогов. С непривычки это может показаться трудным, возможно нудным. Но, если мы твердо решили существенно улучшить свою финансовую ситуацию, то особого выбора у нас нет. Поверьте, это только поначалу кажется сложным. Любая привычка более или менее устойчиво формируется в течение 30 дней.

Итак, нам потребуется определиться, каким образом мы будем вести учет, благо вариантов достаточно много, каждый может подобрать наиболее ему подходящий. Можно по старинке завести себе специальный блокнот или тетрадку; можно использовать табличные редакторы (например, Microsoft Excel); можно воспользоваться специализированными программами для учета личных финансов, есть версии, как для стационарных компьютеров, так и для телефонов/планшетов; можно просто сохранять чеки и в конце месяца подводить итог; либо просто постараться расплачиваться только безналичным образом и в конце месяца изучить выписку по карте. Вариант с блокнотом – самый простой, но не очень удобный, в т.ч. и потому, что не позволяет проводить сортировку, быстрый подсчет и анализ записей. Вариант с Excel весьма неплох, более того, если вы дружите с данной программой, то сможете произвести кучу настроек под свои нужды, а также проводить более глубокий анализ данных. Программы для личных финансов удобны тем, что всегда под рукой. Сделали – покупку, отметили в телефоне. Все считается без вашего участия, красивая графика, схемы, диаграммы и другие пользовательские удовольствия делают этот вариант крайне привлекательным. Более того, на этапе собственно контроля за финансами, т.е. составления бюджета, следования ему, последующему анализу, использование подобных программ будет наиболее удобным. Вариант с безналичным расчетом помимо того, что выглядит более современно, имеет ряд дополнительных достоинств: не нужно каждый день скрупулёзно что-то куда-то записывать, можно быстро выгрузить выписку сразу в Excel для последующей обработки (эта опция доступна при наличии у карты подключенной услуги «интернет-банк», но т.к. сегодня это стандарт работы для большинства банков, и стоимость этой услуги совершенно символическая, то крайне рекомендую даже не раздумывать, а подключить эту услугу). Наконец, многие банки настолько улучшили стандартные возможности личного кабинета пользователя в сервисе интернет-банк, что сами сортируют операции по карте в зависимости от зависимости от критериев места оплаты, что можно по нажатию одной кнопки сформировать наглядную, графическую схему по структуре и сумма затрат. Условно: оплаты, проведенные на АЗС (бензин, прочие покупки, связанные с машиной) будут отнесены в раздел «машина»; оплаты в кафе или ресторанах уйдут в раздел «Рестораны» или «Развлечения» (зависит от конкретных настроек вашего личного кабинета), и так далее.

В любом случае, вам потребуется разделить ваши расходы на ряд групп, в зависимости от их типа. Количество этих групп зависит только от вашей фантазии, но в любом случае не нужно слишком увлекаться, главное, чтобы вам самому было понятно, куда уходят ваши деньги. При этот нет никакой нужды отмечать название каждой покупки (условно, пакет молока – 50 р., бананы – 100 р.), объединяйте все в эти группы. Т.е. весь чек из продуктового магазина уходит в раздел «Еда», из магазина одежды в раздел «Одежда» и так далее. При этом помните о следующих обязательных принципах учета расходов:

1)     Записываются все расходы (без исключений, даже самые маленькие).

2)     Учет необходимо вести непрерывно, не пропуская ни дня, иначе теряется смысл.

3)     Старайтесь записывать все сразу после совершения покупки, иначе потом можно что-нибудь забыть и ваши данные будут неточные.

4)     На первоначальном этапе, необходимо вести учет не менее 3-х месяцев, чтобы сформировать более или менее объективную картину о своих расходах.

Пока это все, в следующий раз мы подробно рассмотрим несколько наиболее популярных программ для учета личных финансов, проанализируем их плюсы и минусы. Но вы, должны начинать вести учет своих расходов уже сейчас. До встречи!

 

Мурзин Андрей, Мурзина Елизавета.