«Секретное» ремесло военнослужащего полка особого назначения

Жителю Одинцова Михаилу Ивановичу Медведеву без двух лет девяносто. Несомненно, история человека, прошедшего такой солидный жизненный путь, уникальна и по-своему интересна. Он является свидетелем событий нескольких эпох. Природа наделила Михаила Ивановича многими талантами, а судьба открыла перед ним массу возможностей, но и не поскупилась на тяжкие испытания. С супругой Надеждой Фроловной они похоронили двух дочерей – Ольгу и Людмилу, которые умерли в молодом возрасте. Сегодня и Надежда Фроловна ушла в мир иной.

Михаил Иванович - портной-универсал по головным уборам и одежде. У него одевались жёны многих генералов. Он брался шить из любого, даже самого дорогого меха, вплоть до соболя. А чтобы приступить к созданию выкройки, ему было достаточно нескольких обмеров. Шапки он шил особым швом, вручную, считая, что машинная строчка портит шкурку. Клиенты высоко ценили его мастерство и рекомендовали его только очень близким людям.
Родился Михаил Иванович в селе Саранской области, в семье служащего. Его отец Иван Афанасьевич прошёл три войны – первую Империалистическую, Гражданскую и «от звонка до звонка» Отечественную. Это он обучил сына азам портновского дела. Когда отцу было 11 лет, в село с целью найти смышлёных ребят приехал агент с зингеровского завода - в то время в Риге открылся учебный комбинат этой знаменитой швейной корпорации. Отец Михаила Ивановича был рекомендован как особо одарённый ученик. И дед Михаила Ивановича рассудил, что раз голова у парня на месте, то хоть и далеко придётся ехать, нужно его отпустить, ведь научиться хорошему делу никогда не помешает.
«Порода наша медвежья. Мы недаром Медведевы. Все мужчины в нашей семье были сильными. Мы никогда не нанимали рабочих. Трудились круглый год от зари до зари и всего добивались сами. Соседи считали нас зажиточными. Хозяйство у нас было добротное. Во время коллективизации за это и пострадали. Нас и таких, как мы, трудяг раскулачивали. А тех, кто всю зиму в карты играл, зависть брала к чужому имуществу и достатку. Они и наушничали. Было и такое», – делится Михаил Иванович.
Наш герой тоже, видимо, пошёл в родню сообразительностью и статью. В войну окончил семилетку. Зиму учился, а лето работал. Шла война. Школьники на уборке хлеба работали круглосуточно, наравне с взрослыми, неделю - в день, неделю - в ночь. Михаил освоил тогда и трактор, и только что появившееся чудо техники – комбайн, который по полю сам не передвигался и его приходилось перетаскивать с места на место вручную.
«Потом с войны односельчане стали возвращаться, - вспоминает Михаил Иванович. - Одежды не было. Некоторые фронтовики приносили отцу английские шинели из добротного зелёного сукна, чтобы он шил для них пиджаки. Я был у отца в подмастерье и всё запоминал. Отец умел шить шапки самых разных фасонов. Потом отец узнал, что недалеко от нас открылась школа ремёсел. И перед срочной службой меня отправили туда. Портновское дело я к тому времени уже освоил, а учился в основном слесарному, столярному и токарному делу».
Трудно представить, какая работа была не по плечу Михаилу Ивановичу. Он умеет всё, вплоть до домашней консервации на зиму. А что касается мужской работы по дому, то даже сейчас все соседки, зная его «золотые» руки, бегут к нему за помощью, если что сломается в квартире. А ведь ещё Михаил Иванович знатный гармонист.
Его срочная служба проходила в Погранвойсках на заставе. За два года он дослужился до сержанта и уже шифровал ценные донесения. Однажды произошел непредвиденный случай. В ожидании инспекторской проверки в части прознали, что проверяющий человек весёлый и любит петь. Решили, что Михаил Иванович как лучший гармонист части соберёт всех поющих и играющих на народных инструментах военнослужащих и устроит для товарища, проверяющего концерт. Так и сделали. Да только после концерта проверяющий решил забрать Михаила Ивановича к себе в часть, сказав, что давно мечтал найти бойца, способного собрать ему оркестр народных инструментов. Командир части был сильно расстроен, но как младший по званию возражать не имел права.
Так Михаил Иванович очутился в Алма-Атинской области, вблизи китайской границы. И только успел исполнить мечту нового командира, как в их центральный округ пришла телеграмма с распоряжением отправить всех лучших специалистов в Московскую область на строительство радиолокационной станции. Выбор руководящего состава снова пал на Михаила Медведева. И командиру округа на этот раз самому пришлось выполнить приказ старшего по званию.
Через год станция в Подмосковье была построена, и уже планировалось строительство следующей - в Сибири. Незадолго до нового назначения Михаил Иванович успел жениться. Это обстоятельство спасло его от Сибири. Отслужив четыре года срочной службы, он остался в Москве (был откомандирован в часть особого отдела в Лефортово). А после смерти Сталина поступило распоряжение передать их в формирующийся полк. И часть, в которой служил Михаил Медведев, стала 1-м батальоном оперативного полка особого назначения. Здесь он служил до выхода в запас. Служил в специальной части, охранял правительство страны – Центральный Комитет КПСС, приёмную Верховного Совета СССР и даже квартиру Брежнева на Кутузовском проспекте. Был лично знаком и с Леонидом Ильичём и членами его семьи.
Служба продвигалась весьма успешно, о чём свидетельствуют многочисленные награды Михаила Ивановича. Но почему-то никто до поры не придавал значения тому, что в его военном формуляре значилась специальность «портной-универсал». И вот однажды кому-то из руководящего состава были подарены шкурки ондатры. Мех не взяли в работу ни в одном ателье. Тогда Михаил Иванович пожалел этого человека и пообещал ему сшить из шкурок вещь, но взял слово, чтобы даже его жена об этом не знала. И всё же информация просочилась наружу, и кадровик части взял и привёз своего друга к Михаилу Ивановичу с заказом. Вот уже трое знали. Потом больше. Так он стал шить шапки сначала знакомым, а потом… жене «большой шишки» согласился сделать головной убор из соболя. И уже после этого к Михаилу Ивановичу с заказами потянулась вереница генеральш.
Зато после увольнения в запас, когда все друзья-приятели повалили в охрану, Михаил Иванович, имея в загашнике своё «секретное» ремесло, смог себе позволить спокойно уйти на пенсию. Знал, что на «хлеб с маслом» всегда заработает. Так и было.
На пенсии пригодился и его музыкальный талант. Приятель-меценат привлёк гармониста к концертам для ветеранов, и с первой встречи он стал самой желанной персоной этих традиционных посиделок. Публика оказалась настолько благодарной, что вдохновила музыканта-любителя на создание романсов собственного сочинения. Для этих встреч он не только подновил репертуар, но и приобрел себе концертный пиджак.
А ещё у Михаила Ивановича множество друзей. Он любит, когда к нему приходят гости. Вместе им всегда найдётся что вспомнить. Радушный хозяин непременно угостит доброй порцией весёлых историй и шуток, а заодно и вкусностями собственного приготовления.

Виктория Бережная
Фото автора и из архива Михаила Медведева