Служба эта «и опасна, и трудна»…

5 октября отмечают свой профессиональный праздник сотрудники уголовного розыска.

Говорят, «бывших оперов не бывает», и ветеран уголовного розыска, полковник в отставке Алексей Иванович Щетинин - тому яркий пример. Сняв милицейскую форму, он не расстался со службой, нередко встречается с бывшими коллегами, по мере сил помогая молодым сотрудникам в профессиональном плане. К тому же День уголовного розыска 2016 года для Алексея Ивановича стал поистине знаковым. В этом году полковник Щетинин отмечает сразу две знаменательные даты: 70-летие со дня рождения и 40-летие своего «оперативно-ветеранского трудового» стажа.

Родился Алексей Иванович Щетинин в городе Коломна Московской области в 1946 году. Закончив начальную и среднюю школу, пошел трудиться на Коломенский завод тяжелого станкостроения. Через год ушел в армию. В мае 1968 года демобилизовался, вернулся домой и устроился в один из местных совхозов методистом по физкультуре. Через год по линии комсомола был направлен на службу в органы внутренних дел Коломенска. Отработав несколько лет участковым, Алексей Щетинин в 1974 году по семейным обстоятельствам перевелся в УВД Одинцовского района. Работал в той же должности в юдинском отделении милиции (ж/д станция Пионерская).
В 1976 Алексею Щетинину предложили перейти в уголовный розыск. Долго раздумывать он не стал и из участкового инспектора переквалифицировался в инспектора уголовного розыска.
В нюансы новой должности Алексей Щетинин вник довольно быстро и некоторое время спустя пошел на повышение – на должность старшего оперуполномоченного. Далее последовал перевод в Немчиновское отделение милиции заместителем начальника уголовного розыска.
Вряд ли нужно объяснять, что новая должность Алексея Ивановича ответственная и серьезная, уголовный розыск – этим всё сказано… Он принимал участие в расследовании множества различных преступлений: кражи, грабежи, разбойные нападения, убийства… Но бывают уголовные дела, которые опера запоминают на всю жизнь. Есть такие и у Алексея Ивановича.
В первую очередь запомнилось ему расследование убийства, по почерку схожее с теми, что совершал небезызвестный «Фишер». Напомним, что с 1984 года до 1992-го в Москве и области орудовал неуловимый маньяк, который похищал, насиловал и убивал подростков.
Как вспоминает Алексей Иванович, во второй половине 80-х на одной из тропинок, ведущих от совхоза «Заречье» до Мещерских озер, местные жители обнаружили труп молодого человека. Приехавшие на место происшествия сотрудники милиции зафиксировали на теле признаки насильственной смерти, преступление очень напоминало совершенные «Фишером». Расследование этого дела сразу получило приоритет. На тот момент в Московской области уже был сформирован штаб, возглавляемый представителем Главного управления уголовного розыска, куда стекалась и обобщалась вся информация о преступлениях с почерком этого маньяка. Разумеется, часть улик в ходе следствия отметалась, но нельзя не отметить, что собранная не без помощи Алексея Щетинина база данных в конце концов позволила не только поймать преступника, но и доказать 11 совершенных им убийств. Закономерным итогом судебного заседания по этому нашумевшему делу стал приговор «Фишера» к высшей мере наказания – расстрелу.
В этот же период пришлось Алексею Ивановичу поучаствовать и в раскрытии преступления международного характера.
В один из зимних вечеров возвращавшийся поздно с работы местный житель увидел торчащий из придорожного сугроба ботинок. Подойдя поближе и приглядевшись, мужчина понял, в чем дело, и бросился в милицию. Прибывший на место наряд извлек из сугроба труп африканца, работающего, ни много ни мало, телохранителем посла Республики Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо). В дальнейшем было установлено, что погиб иностранец от удара, нанесенного тяжелым тупым предметом в затылочную часть головы. В ходе следствия удалось установить, что темнокожий гость прибыл в Немчиновку на такси. Местным сыскарям тогда пришлось объехать все 24 таксомоторных парка и установить таксиста, забиравшего телохранителя из Шереметьевского аэропорта. К сожалению, на данном этапе участие немчиновских оперов в раскрытии убийства было прервано. Как пояснил Алексей Иванович: «Водителя-то мы нашли, но он показал, что из Шереметьева отвез пассажира в Москву. Вопрос «как товарищ оказался в Немчиновке?» так и остался без ответа – все материалы по данному делу забрали представители Комитета государственной безопасности».
За время работы в Немчиновском отделе милиции профессиональные качества Алексея Ивановича Щетинина были по достоинству оценены, и через некоторое время его переводят в УВД Одинцовского района и назначают заместителем начальника районного уголовного розыска. Разумеется, задач у него прибавилось в разы - на тот момент район насчитывал девять подразделений угрозыска, за работу которых отвечало районное Управление.
В 1992 году Алексей Иванович, будучи подполковником милиции, был переведен в МВД России, где, получив звание полковника, проработал старшим оперуполномоченным по особо важным поручениям министра до 1998 года.
Как мы уже говорили, пребывая на заслуженном отдыхе, Алексей Иванович Щетинин службу не забывает. Накануне своего профессионального праздника он заглянул в Межмуниципальное управление МВД России «Одинцовское» и пообщался с сотрудниками.
Алексей Иванович обратился в нашу редакцию с просьбой предоставить ему возможность в День уголовного розыска поздравить своих коллег, что мы с радостью и делаем:
«С первых дней создания Уголовного розыска на его сотрудников была возложена очень сложная и ответственная задача – ограждать мирное население нашей страны от преступных посягательств. Именно поэтому здесь несут службу люди смелые, с сильным характером и незаурядными способностями. И сегодня, в профессиональный праздник работников уголовного розыска, мне бы хотелось от всей души искренне поздравить всех оперативников - и действующих, и отставников, пожелать им успехов в работе, спокойствия, понимания дома, быстрого повышения по карьерной лестнице и, разумеется, здоровья! С уважением, ветеран уголовного розыска Алексей Иванович Щетинин».

Пётр Коротецкий
Фото автора