Директор «Школы с пушкой»

Жительница Одинцова Элла Васильевна Саламатова, вписавшая свою строку в летопись нашего города, 4 апреля отмечает свой 90-летний юбилей. В Одинцовском районе только два педагога удостоены звания отличника народного просвещения РСФСР и СССР. Элла Васильевна – одна из них.

Так случилось, что именно ей пришлось принимать непосредственное участие в строительстве Одинцовской школы № 9 и затем в течение девяти лет быть её первым директором. При её директорстве школе заслуженно присвоено имя Главного маршала артиллерии М.И.Неделина, которое учебное заведение с честью носит до сих пор. А на школьном дворе уже новым руководством создана аллея памяти, но и в этом ансамбле есть напоминание о первом директоре – знаменитая пушка, подарок Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Владимира Фёдоровича Толубко. И нередко Одинцовскую школу № 9 называют «Школа с пушкой».
Кстати, директор нашей замечательной школы искусств «Классика» не однофамилица Эллы Васильевны, а дочь. Марине Григорьевне тоже стоило немалого труда, чтобы школа искусств получила достойное здание и затем вышла на тот уровень, о котором сегодня знают не только в московском регионе, но и далеко за его пределами.
Настоящее имя Эллы (в девичестве Ворониной) Саламатовой – Электрона. Это необычное имя дал дочери отец. Открытие элементарной частицы наделало много шума и, можно сказать, открыло человечеству новую эру – электричества. Примерно в то же время стало известно об открытии нового газа – гелия. И отец, не особо разбиравшийся в премудростях физики и химии, назвал дочь Электроной, а младшего сына Гелием. Ему просто нравилось звучание этих слов. Впрочем, для всех окружающих сестра и брат всегда были Эллой и Геллой. А вот с именем третьей их сестрёнки, которая родилась спустя почти 20 лет, мама запретила эксперименты и назвала её просто – Наташа.
Отец Эллы Васильевны был военнослужащим, командиром Красной Армии, а вся родня по материнской линии - музыкантами. Элла Васильевна унаследовала любовь к искусству.
Великая Отечественная война застала их в посёлке Кача под Севастополем. Элле было уже 14 лет, и она до мелочей запомнила то ужасное утро, когда казалось, что Чёрное море «горит». В четыре утра семья проснулась от грохота взрывов и увидела эту страшную картину. В Севастополе и в Каче находились огромные ёмкости с горючим для заправки кораблей. Немецкие бомбардировщики били прицельно, и пылающее горючее разливалось по воде. Отец сразу догадался, что началась война. Он собрался и ушёл в штаб… И до окончания войны родные его не видели.
А Эллу Васильевну с мамой, братом и бабушкой эвакуировали в рабочий посёлок Красный Кут Саратовской области. Добирались они туда почти полгода. Ехали в вагонах-теплушках, а чаще стояли в отстойниках, пропуская эшелоны, направлявшиеся на Запад, на фронт.
В Красном Куте Элла Васильевна окончила 10 классов. Единственная тройка в её аттестате по немецкому – девушка наотрез отказалась учить «фашистский» язык.
После школы семья Ворониных переехала в Саратов, где Элла поступила в педагогический институт на литфак, а через год - ещё и на вокальное отделение в музыкальное училище при консерватории. Училась параллельно в двух учебных заведениях, и везде успевала. Пединститут окончила практически на одни пятёрки. Она полюбила Саратов и стала заядлой театралкой. Все вечера пропадала в Театре оперы и балета имени Чернышевского, ходила в музеи, интересовалась искусством. На последнем курсе единственный раз попала с подругой на танцы в Дом офицеров и там повстречала своего будущего мужа – Григория Викторовича Саламатова. Это была судьба. Станцевала с молодым лейтенантом несколько танцев, а на прощание он спросил, как её найти. Телефона дома не было, и Элла Васильевна смехом назвала свой адрес...
Вместе супруги прожили без малого 55 лет. Григорий Викторович был замечательным человеком, отцом и мужем, но, к сожалению, его уже нет в живых. Но даже когда он сильно болел, занимался делами семьи, например, привёл в порядок семейный архив. В том числе, собрал альбом, полностью посвящённый педагогической деятельности Эллы Васильевны.
Первые четыре года после распределения Элла Саламатова работала в вечерней школе учителем русского языка и литературы, затем - шесть лет в дневной школе в саратовском военном городке. В 1960 году мужа перевели в Советск (бывший город Тильзит Восточной Пруссии). В одной из первых хрущёвских пятиэтажек, построенных на берегу Немана, была их первая отдельная квартира. В Советске Элла Васильевна проработала пять с половиной лет завучем школы.
В 1965 году они переехали в Смоленске. Здесь в первый раз Эллу Васильевну выручило второе образование - музыкальное. В школах города не оказалось места учителя русского языка и литературы. Она сказала, что может также преподавать уроки пения, и ей с радостью предложили работу в любой школе. На второй год уже дали уроки русского языка и литературы, но Элла Васильевна не оставила и созданный за это время хор. Вела также у старшеклассников факультативно занятия по эстетике.
Также получилось и на следующем месте службы мужа – в Одинцове. Узнав, о том, что Элла Васильевна может вести уроки музыки, ей предложили на выбор любую школу в городе, а заодно, на радостях, дали вести и русский язык с литературой. Четыре года она проработала в 11-й школе, а в 1974 году ей предложили стать директором школы-новостройки № 9. Очень не хотелось ей уходить на административную работу, но разговор с секретарём исполкома Валентиной Чистяковой был коротким. Валентина Яковлевна спросила только: «Вы коммунист? Или партбилет на стол, или работа директора».
В июне Элла Саламатова стала директором большого котлована, залитого водой, а 1 сентября должна была открыть школу. Всё лето с утра до ночи «дежурила» на стройке. И всё-таки к началу августа стоял только остов здания. А поскольку школу строили военные строители Власихи, Элла Васильевна отправилась на прием к самому Главкому РВСН. После этого начальник СМУ собрал 600 человек строителей, привёз прожектора, и работа шла уже круглосуточно. Школу сдали в срок.
С самого начала директорства Элла Васильевна взяла курс на военно-патриотическое воспитание молодёжи. В школе был создан музей. Вскоре закрепилась традиция ежегодно приглашать на встречу со школьниками ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны приезжали в Одинцово на три дня, и в это время школа, да и весь микрорайон наполнялись звоном орденов и медалей. На третью такую встречу со школьниками приехали без малого пятьсот человек из разных уголков страны - от Калининграда до Сахалина. Тогда в Одинцове еще не было гостиниц, но люди Подмосковья славились радушием и гостеприимством. Принять в семью на несколько дней участников войны почитали за особую честь. А многие семьи успевали за это короткое время так подружиться со своими постояльцами, что потом ездили к ним в гости с ответными визитами.
Когда школа стала называться именем Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина, ветераны подсказали директору, что теперь хорошо бы поставить во дворе школы настоящую пушку. Элла Васильевна обратилась с письмом к Главкому Толубко. Адъютант рассказал ей потом, что эта просьба удивила Владимира Фёдоровича, но Главком приказал выдать школе пушку.
В Одинцове пушку встречала огромная ватага мальчишек, человек 200. Они ждали её появление на повороте к госпиталю. Пушку, установленную на подставку с колёсами, вез тягач. И когда машина с Власихи повернула на нашу дорогу, самые отчаянные парни забрались на подставку, а остальные громкоголосой толпой сопровождали процессию до самой школы. Это было запоминающееся событие.
Последние три года директорства Эллы Васильевны школу не покидало переходящее Красное знамя – в то время знак особого отличия победителей соревнований по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
А старожилы педагогического коллектива до сих пор вспоминают организованный первым директором школы академический хор учителей, неизменных призёров всех смотров художественной самодеятельности, которые в те годы были очень популярны. Явка на занятия хора была строго обязательной для всех учителей. Элла Васильевна первая приходила в класс с блокнотом. Учителя поначалу неоднозначно отнеслись к нововведению – некоторые были не довольны, что на такую безделицу их отрывают от работы. Но постепенно привыкли и недовольные.
По достижении пенсионного возраста Элла Васильевна ещё 22 года проработала педагогом, преподавала мировую художественную культуру. Связь со своей 9-й школой она не теряет и сегодня. Здесь она частый и всегда желанный гость. Её не перестают интересовать дела школы и образования. И она с радостью делится своим опытом с коллегами. А летом любит пожить на даче, в тишине, среди зелени и позабавиться со своими питомцами. Элла Васильевна очень любит кошек. Две живут у неё дома и ещё четыре - на даче.
В свои 90 лет эта замечательная женщина остаётся обаятельной и улыбчивой. Она полна оптимизма и энергии. Ходит с прямой спиной, следит за собой и, надо отметить, прекрасно выглядит. А по праздникам до сих пор великолепно поёт. И мы желаем ей крепкого здоровья и как можно дольше оставаться такой.


Виктория Бережная
Фото Александра Колесникова