Город настоящего, город будущего

Одинцово в этом году отмечает 60-летие со дня получения статуса города. О больших планах по реорганизации Центральной площади мы беседовали с начальником Территориального управления Одинцовского муниципального района и городских округов Власиха и Краснознаменск Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области Кириллом Завражиным (см. материал от 3 августа). Сейчас грядут перемены во внешнем облике Привокзальной площади Одинцова и в преобразовании домов жилого фонда и предприятий торговли. 
- Кирилл Александрович, изменения на Центральной площади мы уже начинаем наблюдать. Знаем, что ещё один грандиозный проект будет реализован на площади, с которой начинается знакомство гостей с нашим городом. Расскажите, пожалуйста, о нём подробнее.
- Да, крупные изменения коснутся в ближайшее время транспортно-пересадочного узла. Сегодня на Привокзальной площади по большей части доминирует торговля. Незаконно построенные магазины, стихийная торговля, с которыми активно борется местная власть, мешают транспортной логистике. Такие объекты не представляют собой какую-то архитектурную ценность и необходимость для конкретной территории. Торговых точек действительно много. Контактируя с предпринимателями уже три года, мы не нашли понимания по поводу улучшения облика их торговых объектов или пунктов питания, приведения их в порядок и должного содержания. То ли люди понимали, что находятся здесь полулегально и поэтому не реагировали на пожелания со стороны властей, то ли действовали «по накатанной», не желая инвестировать в своё будущее. По предписаниям суда уже снесены многие незаконные строения. 
- А касаемо движения пассажиропотока и парковочной зоны? В этих направлениях грядут изменения?
- Сейчас мы освобождаем территорию для транспортной логистики: места для отстоя автобусов, загрузки-выгрузки пассажиров. Это, не побоюсь громких слов, знаковая веха в новейшей истории Одинцова за последние 20-25 лет. Надеюсь, вскоре мы увидим интересные преобразования прилегающей к железной дороге территории. Этот проект касается и южной части города – в плане изменения логистики и парковочных зон, эстетики общественного пространства, имеющей определённый интерес и потенциал. Там находятся ливнёвые пруды, которые мы хотим благоустроить с помощью инвесторов. Также планируется создание «перехватывающей» парковки ближе ко второму переходу. Это интересный и непростой совместный проект  РЖД, Министерства Транспорта Московской Области, Одинцовского района и инвесторов. . В данном случае мы выдвигаем идеи, они рассматривают наши пожелания с учётом своих возможностей, а затем реализуют их. Железная дорога и связанные с ней сопутствующие коммуникации являются сложнейшим техническим сооружением, поэтому все работы здесь очень дорогостоящие, требующие серьёзных затрат. 
Транспортно-пассажирский узел европейского уровня мы создать не сможем, но постараемся его сделать максимально удобным для пассажиров. В проекте тёплые переходы, грамотно размещённая торговля, большие пространства. Но реальность такова, что нам, скорее всего, удастся сделать переходы просто крытыми, с лифтами-эскалаторами. Уже это будет большим достижением. Сейчас процесс проектирования в полном разгаре. Впереди у нас защита этого проекта во всех структурах — региональных и федеральных. В этом году мы увидим реорганизацию движения общественного транспорта по Привокзальной площади. Парковка автобусов будет организована по-другому. Также планируется отделить друг от друга  потоки пассажиров, идущих на посадку: в городской автотранспорт и в автотранспорт, который курсирует по району. Это создаст определенный порядок. Места посадки и высадки пассажиров тоже будут разграничены. И если нам удастся найти реальные источники финансирования, то уже в ближайшие годы мы сможем сделать крытые переходы. Такие проекты уже есть. Осталось найти понимание в «РЖД» и финансирование.
- 2017 год назван годом экологии. В Одинцовском районе в этом плане ожидаются интересные события?
- В год экологии у нас организуются (по всему району) локальные туристические маршруты, новые парки. В рамках этих программ мы реализуем экологические анклавы. В решении таких вопросов большим подспорьем является региональная программа «Парки Подмосковья». Например, в неё включёны Парк имени Ларисы Лазутиной, а также Барвихинский парк. Руководство района видит в создании парков на землях лесного фонда надежный путь в сохранении лесов от незаконной застройки.  Это совместная работа всех профильных ведомств Московской Области в части планирования и сохранения природных зеленых пространств. . 
- Наверное, самый болезненный вопрос – жилой фонд?
- Ну не совсем. Сейчас ведётся комплексная реконструкция жилых кварталов. С одной стороны, есть качественное жильё, которое достаточно добротно построено несколько лет назад. С другой, есть ветхое жильё. Архитектурное сообщество сегодня на примере Москвы придерживается европейской концепции. Это всё-таки реконструкция пятиэтажек. То есть это не снос. Причём они очень удачно надстраиваются. Есть уже несколько успешных опытных примеров. Щадящая реконструкция с надстройкой и ремонтом этих домов позволяет сохранить масштаб, уют и привычную атмосферу в этих кварталах в отличие от тотальной застройки зданиями до 25 этажей. Перспектива сноса домов в Подмосковье отсутствует. Если пятиэтажку мы ещё можем снести и построить на этом месте 17-этажку, то снести 25-этажный дом и расселить его жильцов - проблематично. Математика проста – после сноса нужно построить здание в два раза выше. Тогда это будет целесообразно. В противном случае всё строительство будет вестись за счёт бюджета, что в принципе невозможно в наших условиях. Мировой опыт показывает, что пятиэтажные кварталы довольно долго существуют после реконструкции. Тогда как высотное панельное домостроение, получившее популярность в 1970-х годах, уже спустя 20 лет не приводило ни к чему хорошему. Ведь панельные многоэтажки в 25 этажей  нельзя надстроить. Есть пятиэтажные серии, где все панели несущие, но их меньшинство (порядка 12-15%). В Одинцове такие дома можно сносить и строить на этом месте что-то новое. Но сейчас в городе много домов, которые можно улучшить пристройкой некоего фронта - порядка 1,5-2 метров -  за счет лоджий, изменения оконных проёмов. То есть меняются окна, добавляются лифты и надстраиваются ещё два этажа на независимых несущих конструкциях. Это то, что сегодня уже выполнено в Москве. Но разрешение этих моментов лежит на застройщиках. Также жители могут организоваться в ТСЖ и улучшить свои жилищные условия через такие надстройки. Существует управление в департаменте Москвы, которое занимается серьёзно этими вопросами и реализовывает реконструкцию и надстройку пятиэтажек. Конечно, их масштабы минимальны. Но это позволяет сохранить имеющуюся инфраструктуру и сложившуюся среду обитания жителей. Поверьте, два этажа не сильно влияют на количество людей. А плюсы - не создаётся недостаток в парковках, не возникает дополнительная нагрузка на инженерные системы. У нас, к сожалению, в отличие от европейских примеров, нет лимита на проживание на определённой территории конкретного числа людей. Российские нормы такого рода отсутствуют. Из-за этого возникают трения и социальная напряженность. Это чётко видно на примере подъездов пятиэтажек и 25-этажек. В малоэтажном строении заметно особое отношение жителей к подъездам. С увеличением числа этажей меняется ощущение собственности. Мало кто думает, как люди будут в такой социальной среде существовать, где проводить досуг и куда ставить автомобиль. 
Например, по нормам у нас есть требование создать сквер. Но порой не известно, в каком качестве и объемах он будет востребован. Сейчас мы стремимся регулировать обременения застройщикам, чтобы после возведения жилого дома вокруг него были проведены работы по благоустройству территории - грамотная организация скверов, детских площадок, парковочного пространства. И чтобы была альтернатива для жителей: я не хочу находиться в этом парке, куда мне идти? Всё, о чём мы говорим, уже просчитано – количество человек на квадратный метр, количество зелёных насаждений. Кризис сейчас немного приостановил экспансию застройки. Но в тенденции урбанизации, развития города на сельских территориях, Одинцово уже давно стало частью Москвы. Люди ездят в столицу на работу, а ночевать приезжают в Одинцово. Москва развивается на средства собственного бюджета (вклад в который вносят и работающие в столице одинцовцы). Поэтому столичные проекты у нас мы просто не можем представить без дополнительного финансирования, без привлечения средств извне. Нам необходимо менять градостроительную политику. 
- Планируется ли строительство крупных микрорайонов в городе?
-  Они уже строятся. Например, «Одинбург». Ещё будут второй и третий корпуса. И пара домов для переселенцев из бывших пятиэтажек, которые расселяются в качестве социальной помощи городу. Также у нас есть недострои. Например, «Гусарская баллада». Здесь существует проблема обманутых дольщиков. Она сейчас решается. Мы наблюдаем за тем, что происходит с 7-м микрорайоном Одинцова. Тоже очень непростая ситуация, когда голос народа стал иметь большое значение. На протяжении 70 лет мнение населения не учитывалось вообще, а сегодня через общественные слушания люди получили возможность высказаться. Да, они не совсем готовы к выступлениям. Об этом говорят их эмоциональные высказывания. Но подобная практика показывает, что жители являются силой: застройщики – власть – жители. Они тоже сегодня стали влиять на градостроительную политику. К мнениям жителей 7-го микрорайона отнеслись серьёзно, и стройка была даже приостановлена. И это притом, что документы на строительство у застройщика были готовы. 
- Планируется ли создание площадок для выгула собак?
- Честно сказать, их негде взять. Мы не имеем возможности для создания свободных территорий и дополнительных площадей для выгула животных. В основном людей возмущают неубранные испражнения животных. Ноу-хау Одинцовского района – урны для собачьих экскрементов. То есть любая реконструкция двора наряду с детскими площадками будет включать установку таких урн. Загонять в вольер или на огороженный участок животных вместе с владельцами - значит ущемлять права человека. Конечно, надо поощрять желающих иметь дома питомцев. Особенно, если в семье есть дети и нет противопоказаний для содержания животных в доме. Мировой опыт показывает, что там, где отсутствуют площадки для выгула собак, территории (площадки) вполне себе аккумулируют и детские зоны, и прогулочные, но… При условии, что за собаками убирают! Мы не планируем создавать своего рода резервацию, потому что гулять на пяти квадратных метрах просто неприятно. У нас в городе уже есть удалённые площадки, куда нужно специально идти, обладая свободным временем. Но из-за стеснённости подобных территорий мы можем нажить себе новые неприятности и проблемы... Поэтому надо смириться с тем, что улицы для всех. Надо потихоньку воспитывать наше общество — собака должна быть на поводке, не представлять угрозы для других и за ней нужно убирать. 
- Будут ли создаваться на территории города новые предприятия, производства?
- Сегодня это очень сложный процесс. Несмотря на колоссальную поддержку Московской области, для инвесторов создание предприятий в Одинцовском районе невыгодно из-за высокой стоимости земли. Она по области одна из самых дорогостоящих. Здесь, исходя из экономической составляющей, выгодней строить жильё и коммерческие объекты в виде офисов и торговых объектов. Об организации предприятий мы можем говорить только за пределами города. Хотя южная промзона имеет хороший потенциал для создания рабочих мест. В планах, конечно, она остаётся промзоной. Несмотря на то, что мы хотели бы вывести её за пределы таковой.Чтобы, допустим, исключить появления там бетонных заводов или чего-то подобного. К сожалению, в рамках работы над генпланом мы не получили социально-экономического обоснования, чтобы кто-то готов был съехать с насиженного места и оно выкупилось бы под строительство или создание чего-то более интересного. Или взять, например, Баковский завод. Он сейчас на этом месте как-то странно смотрится, когда кругом жильё, а там производство. Но, тем не менее, это реальность, потому что мы имеем ситуацию, когда собственник хочет очень много, а желающие что-то построить (к сожалению, это в основном жилье) не могут себе позволить это купить. В Москве, например, промтерритории наполняются культурными, общественными функциями. Сегодня, повторюсь, интерес имеется только по поводу строительства жилья. Что касается создания рабочих мест – это в первую очередь офисы, торговля, а потом уже производство. И, отвечая на Ваш вопрос, нового производства не планируется. Ведь тенденции производства и торговли очень сильно подвержены современным веяниям. Производство роботизировано.  То есть уменьшено количество мест. Их также сокращает развитие логистики и складов. Сейчас развивается интернет-торговля, которая позволяет покупать вещи, бытовую технику и продукты с доставкой на дом. Перспектива торговли в больших центрах под вопросом. Гипермаркеты типа «Глобус», «Леруа Мерлен» и другие, может быть, пока будут актуальны. Однако, средние и мелкие Сетевые магазины обеспокоены. Большинство создали в своих подразделениях интернет-департаменты. Число пользователей интернет-торговли с каждым годом увеличивается. А факты - вещь упрямая, поэтому будущее за онлайн-покупками в сети. 
- Но ведь ликвидировать полностью живую торговлю невозможно? 
- За год-два мы приведём в порядок несанкционированную торговлю. Уже несколько лет (и работа в этом направлении будет продолжаться) проводится планомерный вывоз палаток. Это регламентировано реальной жизнью,  так как крупные сетевики действительно выдавливают мелкую торговлю. В том числе поэтому, Существует программа губернатора по поддержке малого и среднего предпринимательства. По роду своих полномочий, к нам часто обращаются за помощью в вопросах благоустройства и единообразия вывесок, предпринимателям регламентируем их количественное пребывание на конкретной территории, но, с другой стороны, у нас есть много вакантных площадей в уже имеющихся крупных зданиях. 
- Вопрос, наверное, в арендной плате? 
- Не исключаю. Но я, например, знаю случаи, когда многие арендодатели просят только оплачивать коммунальные счета, потому что они ведут очень мудрую политику: лучше сейчас партнёрски войти в положение людей, переждать кризис, экономическую «зиму», а потом проще будет остаться с уже известным нанимателем, чем искать нового. Я сам был свидетелем таких ситуаций и помогал при поддержке КУМИ находить помещения, даже муниципальные, потому что они пустуют. Ситуация на самом деле не такая трагичная. Власть не душит и не губит какие-то предприятия, она просто регламентирует и создаёт более благоприятное общественное пространство. Ведь были созданы аукционы, на которых решались места размещения объектов торговли, и все были в относительно равных условиях. Затем, анализируя процесс, мы видели, что многие заявки оказались пустыми. Представители среднего бизнеса выигрывали за счет того, что занимали несколько точек, просто потому что на них никто не претендовал. Первичная торговля располагается преимущественно на нижних этажах. Сфера услуг - либо на минус-этаже, либо выше. А так как средний бизнес активно участвует в застройке, у них также есть возможность арендовать или приобретать в собственность площади. Мы формируем участки для выделения территорий под строительство, и наш район в этом плане наиболее активный. В преддверии празднования 60-летия города Одинцово хочу пожелать жителям успехов, благополучия и здоровья.
- Спасибо, Кирилл Александрович, за содержательную беседу. Удачи Вам.


Беседовала Маргарита БОГДАНОВА
Фото Дианы КОРОТАЕВОЙ