Я люблю своё Одинцово…

О городе, в котором прошло детство и юность, рассказывает актриса, продюсер, общественный деятель, Лауреат Государственной премии РФ, академик Российской Национальной Академии кинематографических наук и искусств Ольга Будина.

В Интернете много информации о том, что я родилась и выросла в Одинцове. Это не совсем так, выросла – да, а вот родиться здесь я не могла. В 1975 году в Одинцове ещё не было роддома, и родители поехали рожать меня в Москву, где жила мамина тётя. Так что родилась я в Москве, но до 18 лет прожила в Одинцове, которое очень отличалось от того города, что мы знаем сегодня. Это как будто два разных полюса.

Одинцово моего детства представляло собой тихий, добрый, маленький городок, мы жили на улице Ново­-Спортивная, почти на опушке леса. Как и все дети, я ходила в детский сад, потом пошла в школу № 6 и проучилась там до самого выпуска. Сначала в нашей школе располагалась и музыкальная школа, куда я сама себя записала в 4 классе. Просто взяла листок в линеечку из школьной тетрадки и на имя директора М.Г. Саламатиной от лица своих родителей попросила зачислить Олю Будину в класс игры на фортепиано. Ну и подписалась, конечно, как моя мама – Л.И. Будина. Обман быстро раскрылся, ведь почерк детский, а маму попросили прийти к директору... В результате моя мечта сбылась! Меня приняли в музыкальную школу, но в класс игры на аккордеоне, все места на фортепиано были уже заняты, а у Евгения Николаевича Бирюкова оставалась одна вакансия, как будто специально для меня. И я по сей день считаю, что это именно так, потому что сейчас не могу себе даже представить другого учителя. Я не любила аккордеон, но обожала Евгения Николаевича и абсолютно все предметы музыкалки. В какой­-то момент я спросила у мамы: «А можно я буду ходить только в музыкальную школу? Ну зачем мне учиться в двух школах, можно же сосредоточиться на одной?».

Годы шли, моя музыкальная школа переехала в новое просторное помещение, а школа № 6 превратилась в Гуманитарно­технический лицей, что по тем временам было страшно модно. К нам в школу ежедневно приходили всякие комиссии, проходили бесконечные открытые уроки, на которых очень часто нам объясняли по второму разу вчерашнюю тему, и мы радовались тому, что можно опять не делать уроки.

Помню, однажды в классе пятом-­шестом я должна была исполнить роль Снегурочки на Ёлке у первоклашек. Приехали Дед Мороз и Петрушка, а Снегурочки у них не было, вот меня и попросили. Я с радостью согласилась. Это всего лишь один утренний урок, а дальше можно было идти домой и готовиться к вечерней новогодней классной дискотеке. После окончания спектакля мне задали вопрос: «А как же ты сейчас уйдёшь? Ведь сейчас придут второклассники, начнётся Ёлка у них, и Снегурочка тоже нужна?!». Я осталась. Потом пришли третьеклассники, потом четвероклассники... А классы тогда были многочисленные и в параллели иногда по 6 классов, с «А» по «Е»! Своего телефона, как у современных детей, у меня не было, так что предупредить родителей об этом я не могла, да и некогда было, я без остановки кружилась с детьми несколько часов подряд, до самого вечера. И когда закончился последний спектакль и я поплелась в сторону раздевалки, то увидела своих нарядных одноклассников, которые пришли на дискотеку, и свою перепуганную маму, которая, придя с работы и не увидев следов пребывания дочери дома, примчалась в школу. Я помню, что в этот момент из своего кабинета вышла директор Инна Петровна, и мама ей сказала, наверное, всё, что думала по поводу произошедшего, или почти всё. Но Инна Петровна ничуть не смутилась, она пожала мне руку, поблагодарив за чувство товарищества, которое очень поможет мне в жизни, и подарила красную ёлочную шишку. Я до сих пор храню её в особой шкатулочке, как раритет.

Я любила свою школу. Несмотря на все перестроечные неурядицы конца 80-­х, на талоны, бедность, политиканство – у нас было много свободы! В шестом­-седьмом классе к нам в школу пришёл новый учитель географии Владимир Васильевич Екимов. Он заразил нас своим предметом, страстью к походам, бардовским песням и приключениям. Именно с его приходом началась моя осознанная театральная школьная деятельность. Мы создавали спектакли. Сценарии, костюмы, декорации – всё делали сами, сами и играли. У нас образовалась команда из нескольких выпускных классов, мы очень дружили, собирались друг у друга по домам и придумывали наши постановки, пели под гитару, импровизировали. Мы не смотрели телевизор, у нас не было гаджетов. У нас было самое прекрасное, что может быть в жизни, – творчество! И мы им наслаждались на полную катушку!

От всей души я благодарю нашего завуча Людмилу Сергеевну Богучарскую, которая разрешала репетировать в школьных классах столько, сколько нужно, всегда поддерживала наши начинания и творческий дух, оставаясь при этом строгой.

В десятом классе, литературно­-историческом, моим классным руководителем стала Галина Сергеевна Конохова. Она влюбила нас в Серебряный век, открыла нам мир модернизма, абсолютно неожиданный взгляд на искусство и современную литературу. Мы писали много сочинений, много разговаривали о переменах 90-­х… Я помню, как однажды она попросила нас написать сочинение по рассказу А. Кабакова «Невозвращенец». Думаю, что всех нас охватил ужас, когда мы представили себе мир без любви, без культуры и уважения. Мир низких энергий, где правят лишь инстинкты и агрессия… Мы размышляли о том, как не допустить в себе подобного морального разложения, чтобы никогда не оказаться в таком времени. Она учила нас думать, а не писать под диктовку. И, как самая любящая мама, Галина Сергеевна сделала всё возможное, чтобы помочь нам определиться с профессией и благополучно сдать экзамены в инс­титут.

Помню грандиозное празднование 40­-летия Победы в Одинцове. На крыльце Дома офицеров был организован большой концерт, в финале которого выступал сводный хор нескольких школ Одинцовского района, где мне выпала честь быть солисткой. Пела я в детстве очень много и солировала всегда, но когда вышла перед всем городом, а за спиной стояли несколько сотен моих товарищей, таких же, как и я, учеников средних классов, меня, конечно, переполняли глубокие чувства. Белая пионерская рубашка, серая юбка с пионерским ремнём, белые гольфы и сандалии, пилотка, красные банты, а на груди – пионерский галстук… Мы были собранны, радостны и очень организованны. Это и счастье, и единение, и гордость за свою страну-­победительницу, и большая ответственность. Мне хотелось петь для людей, быть сопричастной великому событию, хотелось выразить переполнявшие чувства, и я очень благодарна за то, что испытала их! Я не искала глазами родителей, а просто знала, что они стоят, как и все горожане, на площади и смотрят на нас, своих детей – внуков и правнуков тех, благодаря кому мы можем жить и петь!

Я не родилась в Одинцове, но этот город вырастил меня. Я благодарю тебя, Одинцово, и я люблю тебя!