Такого учителя хочу пожелать всем…

В последнее время редко услышишь доброе слово об учителях. А жаль. Хочется верить, что настоящие учителя не перевелись, просто мы за постоянной суетой стали менее внимательны. Лично мне с педагогами везло. Считаю, что повезло и младшему сыну, который в этом году окончил Одинцовскую гимназию № 13. Его классным руководителем и учителем русского языка и литературы была Фарида Махмутовна Седова. Её талант, опыт и организаторские способности  достойны восхищения. А история из жизни этого удивительного человека, думаю, будет интересна всем. 

Дело было в Казани

Фарида Махмутовна считает, что на литературную стезю её подтолкнула семейная история, когда понадобилось отстоять часть жилплощади, на которой, как в муравейнике, проживали 12 родственников. До революции семья Сулеймановых (девичья фамилия нашей героини) была очень состоятельной, но после прихода новой власти лишилась даже жилья. Им указали на полуподвальное помещение с земляным полом в жилом доме. Но, для того, чтобы жить там, квартиру надо было вырыть под землёй – в буквальном смысле. Дедушка  с бабушкой вёдрами вытаскивали на поверхность землю… Так появилась трёхкомнатная квартира в Казани, в Старой Слободе. Здесь родились Фарида Махмутовна и два её родных брата. В конце 60-х в доме затеяли ремонт, и какой-то прораб тихонько подсказал нуждающейся семье, что если прорубить стенку, то в закутке под лестницей можно соорудить кухню. Бабушка загорелась этим «проектом», но пробить его не получилось. 
И тогда, будучи ученицей выпускного класса школы, Фарида решила написать об этом в городскую газету. Подсказал школьный учитель литературы. Предмет этот давался ей легко. Статья вышла, и на неё очень быстро отреагировали власти. Семье Сулеймановых удалось отвоевать  кусочек площади под кухню. Может, здесь сыграла роль и фамилия юного автора. Дело в том, что в то время была очень популярной певица, народная артистка Татарстана Гульсун Сулейманова, родная сестра дедушки. 
Фарида продолжила литературную практику и во время обучения в университете. В своём дворе она всегда была этаким борцом за справедливость. Пока училась в школе, была старостой класса, председателем совета дружины, комсоргом школы. С радостью организовывала праздники, школьные походы.  
Когда Фарида окончила школу, всем казалось, что она непременно должна стать врачом. Но девушка решила испробовать себя в стоматологии. Ей приходилось бывать с профилактическими осмотрами  в техникумах и школах.  Очень нравилось заходить в классы,  общаться с детьми. Вот тогда она поняла, что её притягивает школьная атмосфера. Закралась мысль -  может, надо поступать в педагогический? Посоветовалась с мамой. И та, хорошо зная о способностях дочери находить общий язык со всеми, поддержала идею.  

Пока училась на дневном в Казанском университете, успела поработать со второй сменой в своей родной школе. А в университете была председателем спортивных дел филологического факультета. Сама занималась фигурным катанием, играла в теннис, в баскетбол, волейбол. Несмотря на свой миниатюрный рост, была капитаном институтской баскетбольной команды. Организовывала студенческие спортивные игры, лагеря, походы. Она и сегодня, несмотря на свои 65 лет, занимается фигурным катанием, входит в команду «Гармония», созданную при Федерации фигурного катания России. Два раза в неделю ездит в Москву на тренировки, на лёд. 
…После третьего курса Фарида вышла замуж. После свадьбы перевелась на заочное отделение и переехала с мужем в Одинцово. Здесь каким-то чудом ей удалось устроиться в Московское турагентство и, работая экскурсоводом, возила туристов в родную Казань, в том числе. Экзамены также ездила сдавать на родину. После рождения сына Кости и дочери Карины какое-то время ей пришлось быть дома с детьми. Дождавшись, пока сын пойдёт в первый класс, Фарида Махмутовна пришла вместе с ним работать в школу. Мама с сентября до мая приезжала к ним из Казани, помогала присмотреть за детьми.

Чуть не убежала от своей судьбы

В этом году исполняется 30 лет как Фарида Махмутовна пришла в Одинцовскую школу (теперь гимназию) №13, проработав всё это время на одном месте. Застала ещё директором человека-легенду Марию Ивановну Щукину. 
«В школе тогда с вакансиями были проблемы. Место учителя русского языка и литературы освободилось в феврале – молодая учительница уволилась, отказавшись от двух тяжёлых классов. Шёл 1989 год, перестройка, сами знаете, что творилось в стране. Вот и в головах учеников была такая же неразбериха. Меня пригласила директор и отправила на урок в один из этих классов, где я испытала настоящий шок. Захожу, идёт урок, дети по классу бродят, на меня не реагируют, кто-то даже на парту залез. Я дала им упражнение, сама села за последнюю парту, сижу тихонечко, наблюдаю за ними, а сама думаю: «На перемене пойду к директору, заберу трудовую. Не получится из меня учителя». Мария Ивановна меня ждала, знала, что я на перемене приду за трудовой книжкой и поторопилась внести туда запись  «учитель русского языка и литературы». Узнав об этом, я пришла в ужас. А она сказала спокойно: «Ты поработай немножко. Всякое может быть, а вдруг что получится?!»
На следующий урок я пришла внутренне разъярённой. Звонок прозвенел, дети идут себе не спеша, непринуждённо, заходят в класс, разговаривают. Я поднимаюсь из-за стола, закрываю дверь и тихо говорю: «Хватит, больше никого не пускаю. Кто хочет учиться, тот учится, остальных прошу за дверь». Сама-то знаю, что так нельзя, но какой-то шаг надо было предпринять. 
А ещё помню, был в этом классе парень, который любил издеваться над одноклассниками. Сам он был крупный, высокого роста. И, как только к нему подсаживали за парту хилого соседа, он яростно хватал его за шкирку и бросал на пол. Увидев это однажды, я в негодовании подошла к нему, не знаю, откуда взялись силы,  подняла его за лацканы пиджака и даже чуть подбросила… Класс замер. С тех пор, по школе слух прошёл, что новая учительница не робкого десятка. Безобразия на уроках прекратились. 
Однажды после звонка на перемену обнаружила под дверью кабинета пятерых родителей. Они признались, что пришли меня подстраховать, и были крайне удивлены, что в классе тишина, порядок и дети работают».
Чуть дисциплина была налажена, Фарида Махмутовна поставила себе целью сплотить класс, в котором взяла классное руководство. Ходила даже с ребятами после уроков играть в футбол на городской стадион. По два раза в год ходила с классом в походы. Проводником был один из отцов, хорошо знавший одинцовский лес. В походы с ними ходили также муж Фариды Махмутовны и их собственные дети. Класс был сложный, нередко, чтобы решить проблему, приходилось идти в семью. Был в этом классе мальчик с наркозависимостью. Она забирала его в семь утра из дома и приводила на уроки, мать он не слушался. 

Когда душою прирастаешь к ученикам

«Как-то так сложилось, что обычно я не брала выпускные классы, – продолжает рассказ Фарида Махмутовна. ¬– Мне всегда очень тяжело расставаться с детьми. Единственный раз я была классным руководителем 10-го и 11-го классов, когда выпускался сын Костя. В тот же год была заместителем директора школы. И с тех пор зареклась, учила детей только с пятого по девятый класс.
Не собиралась брать и ребят, которых в этом году выпускала. Но незаметно приросла к этому классу душой. Мне казалось, что я в них вложила столько любви, добра. В общем, отдать их другому учителю не смогла.      
Последний учебный год дался особенно тяжело из-за стечения семейных обстоятельств. В мае прошлого года дочь подарила нам внука. Сами молодые родители работают. Бабушка с дедушкой со стороны зятя далеко, пришлось помогать. С малышом полночи нянчится дочь, полночи -  я. В 5-6 утра дочка покормит ребёнка и уезжает на работу. Потом я ухожу в школу, муж на подхвате. С утра, в обед и вечером хотя бы по часу с коляской на прогулке - то сама, то муж. Дочка с работы возвращается, малютку забирает. А то и вечером ей приходится поработать, тогда снова мы. 
А в школе два классных руководства  - в 11-м, выпускном, и в 10-м. В одиннадцатом экзамены, распечатки по ЕГЭ, отчётность в каждом классе, плюс в сумме восемь родительских собраний в год. Выручал опыт и то, что все программы отработаны». 
Но зачастую  даже глубоким вечером Фарида Махмутовна всё ещё находилась в школе, готовилась к урокам на следующий день. 
Такая преданность своему делу у неё во всём, не только к собственным детям. Такое же, по-матерински заботливое и строгое отношение проявляет она к ученикам. Даже бич современной школы − нелюбовь молодёжи к чтению художественной классической литературы -  с Фаридой Махмутовной мы преодолели. У неё начали читать  даже самые нечитающие ученики. Она первой узнавала, кто из её класса сбегал с урока. Прогульщиков не ругала. Всегда говорила негромко, мягко, с большим уважением к каждому из ребят. Но всегда добивалась, чтобы пропущенный материал был отработан и восполнен. Воспитывала в учениках чувство ответственности.
К вручению аттестатов каждому своему выпускнику наша учительница посвятила авторское четверостишье. А на последнем звонке каждый из выпускников читал ей посвящение в стихах и вручал розу с лентой. Кончики лент оставались в руках у ребят. Фарида Махмутовна должна была разрезать все эти ленты в знак того, что отпускает своих учеников во взрослую жизнь. Но даже ножницы никак не хотели «исполнить» этот церемониал, и на глазах всех девчонок класса выступили слёзы.
«В этом учебном году предложили снова взять два классных руководства, плюс пятидневка,  я отказалась. Надо немного перевести дух», – говорит наша героиня.
Директор гимназии Людмила Полякова отпустила Фариду Мухмутовну ненадолго. Такие учителя школе очень нужны. Хочется верить, что, отдохнув год, она вернётся. По крайней мере, два пятых класса на следующий год будут её ждать... 

Ирина Комель
Фото Дианы Коротаевой